В том году мы отмечаем 75-летие Победы в ВОВ – главного события 20-го века, величайшей победы над добром и злом, спасение планеты от фашистской чумы.
Цена победы 27 миллионов жизней наших соотечественников из низ 60 тысяч наших земляков.
Все меньше ветеранов ,все реже их строй, значит наша святая обязанность доказать им, что не зря нам доверена память, что ни кто не забыт и ни что не забыто!
Именно поэтому сегодня увековечиваются имена героев, погибших во имя славы и свободы нашей Родины. Наша школа удостоилась носить имя Расковой Марины Михайловны - Героя СССР. Сегодня о ней я вам расскажу подробнее .
Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана
Биография Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная война. Она — пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. Вот уж точно о таких не скажешь: «Слабая половина».
Марина Михайловна Раскова (урожденная Малинина). Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве - погибла 4 января 1943 года в Саратовской области. Советская летчица-штурман, майор ВВС Красной армии. Герой Советского Союза (1938).
Марина Малинина, ставшая широко известной под фамилией Раскова, родилась 15 (28 по новому стилю) марта 1912 года в Москве.
По национальности русская.
С ранних лет Марина имела отличный музыкальный слух и хороший голос. Отец видел в ней потенциальную оперную певицу и стремился развивать талант дочери. Возможно, она бы пошла по стопам отца, если бы не его трагическая гибель.
Марина окончила музыкальную школу, училась в Московской консерватории.
Однако из-за финансовых проблем в семье после школы ей пришлось пойти работать лаборанткой на Бутырский химический завод
В Краснодаре
С 1932 года была лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «заболела» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.
В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала профессиональным штурманом. Почти сразу после сдачи экзаменов ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса - Батуми. С заданием штурман Раскова справилась блестяще. В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
В 1935 году окончила школу лётчиков.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12, а в 1938 году - в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток (село Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива.
Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток.
Самолёт АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасён, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106
Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полёт на АНТ-37 «Родина». Это звание было присвоено женщинам впервые в истории.
Некоторые историки считают, что допускался вариант бегства летчиц за границу, и у Марины Расковой, являвшейся также сотрудницей НКВД, было секретное задание в случае необходимости ликвидировать предателей.
С 1938 года - в Красной армии. Также с 1938 года возглавляла Управление международных воздушных линий СССР. Жила в Москве.
Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года - феврале 1939 года - штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года - в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
15 октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название - «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.
Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 года и директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 года); 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 г
22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
Награды Марины Расковой:
- Медаль «Золотая Звезда» (№ 106)
- два ордена Ленина
- орден Отечественной войны 1-й степени (приказ ВВС КА № 066/н от 30.09.1944)
- Нагрудный знак «Заслуженный сотрудник НКВД» (1940)
Гибель Марины Расковой
Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и еще два самолета 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года.
По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.
Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман - Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист - Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка - Круглев Владимир Иванович.
Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.
В честь Марины Расковой названы посёлок в Саратовском районе Саратовской области, улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве (САО), Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст), 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк.
К 100-летию со дня рождения М. Расковой Саратовский филиал Почты России инициировал выпуск художественного маркированного конверта и односторонней почтовой карточки, на которых изображён памятник Расковой, установленный в Лётном городке города Энгельса.
- Раскова Марина Михайловна внесла огромный вклад в развитие женской авиации во время ВОВ, а так же отличалась смелостью и решительностью, поэтому для нашей школы будет честью носить её имя и хранить память о ней.